Вот нашел старую статью в Спектре...
Недавно из средств массовой информации нам стало известно о готовящемся на правительственном уровне новом подходе к статусу финна-ингерманландца: ужесточение требований к кандидатам на въезд в Финляндию, другими словами, уменьшение или прекращение этого особого потока иммигрантов.
Хотелось бы осмыслить, дать оценку, вникнуть в суть проблем , затрагиваемых будущим законодательным актом.
На протяжении всего существования человеческой цивилизации национальный вопрос был одним из краеугольных камней. Таким остается он и сейчас.
Мои размышления и убеждения не являются новыми - об этом много сказано, и они созвучны многим сегодняшним и более ранним поискам истины в этом мире.
Русский писатель С. Липкин высказал это так: «Человек создан по образу и подобию Бога и свою Божественную суть на земле проявляет посредством своей нации. Это и есть национальное самосознание. И попытка уничтожить нацию - есть попытка дьявола уничтожить Бога».
Человеческое миропонимание должно основываться на духовности и всех других ценностях, наработанных человечеством.
Нация - это уникальная историческая общность. Ее можно расчленить, ослабить, довести до исчезновения, но уничтожить - нельзя.
Когда говорят о единстве нации, надо определиться, как это единство будет выглядеть.
Государство, политический строй должны служить всем нациям и народностям, живущим на его территории, защищать их интересы. В многонациональном государстве забота о каждом - это залог стабильности и силы страны.
Сегодня в возникающих новых формациях человеческой общности национальное самосознание не потеряло своей нравственной привлекательности, неся в себе потребность и стремление человека к проявлению предначертанной ему сути.
У нас, ингерманландских финнов, - своя особая судьба. Почти 300 лет наш народ, занимаемая им территория, известная из истории как Ингерманландия (ныне входящая в Ленинградскую область), являлась как бы наковальней, точкой переплетения интересов политики Швеции, России и Финляндии. Об этом написаны многочисленные труды писателей, историков.
Финнам-инкери никогда не были чужды идеи национального единения со своими соплеменниками. Это проявлялось и в начале революции 1917 года, и во время гражданской войны, и во времена советской власти и нынешней России. Также это выражалось в создании национального образования в составе России, с целью сохранения этноса, не растворяясь в многонациональной массе.
С 1929 по 1948 год наш народ первым подвергся полной депортации со своей малой Родины-Ингерманландии, - и находился в состоянии, близком этническому исчезновению (раньше не было слова «геноцид»).
Здесь уместно вспомнить слова бывшего генерального секретаря КПСС Юрия Андропова, сказанные осенью 1983 года, о том, что дальнейшая цель партии - слияние наций.
Большое видится на расстоянии...
В тяжелое военное время Финляндия нашла возможность дать приют более чем шестидесяти тысячам своих соплеменников из России, руководствуясь не только нехваткой рабочих рук, но и выполняя историческую миссию. И нельзя ее упрекнуть в том, что по условиям договора о перемирии между СССР и Финляндией от 1944 года, сталинские эшелоны с депортированными финнами-ингерманландцами из Суоми растворились в бескрайних российских просторах.
Президент Мауно Койвисто проявил человеческую мудрость и видение политика, разрешив соединиться разорванным корням одного народа, продолжил эту миссию. И его имя останется в памяти наших внуков! Парламент Финляндии подтвердил это особым правом финна-ингерманландца, разрешив нам вернуться на свою историческую родину.
Горечь и недоумение вызывают высказывания экс-министра труда, подхваченные другими политиками, о выплате нам «почетного долга».
По-человечески понятно, что легче ограничить въезд в страну новых безработных, чем решать проблему безработицы.
Но в политике не руководствуются сиюминутной выгодой. Ревизию прошлому делает история.
Дух и направленность ранее принятого парламентом закона о финнах-возвращенцах уравнивает нас в правах на жительство в Финляндии с гражданами этой страны.
Уровень знания финского языка не должен быть препятствием для будущих переселенцев.
Прекрасный пример - государство Израиль: там отсутствие знания идиша или иврита не влияет на прием выходцев из России или других стран.
Финляндия по своей сути - мононациональное государство. Критерием приема служит национальный признак, все остальное - язык, культура, временное отсутствие работы и прочие добрые пожелания министерств, - не должно главенствовать.
Возвращаясь к «почетному долгу» нам, финнам-ингерманландцам, хочется сказать, что не может быть в одной семье долгов среди родных сестер и братьев.
Многострадальна история ингерманландских семей, и мой род – не исключение. Только по отцовской линии: один брат расстрелян в 1938 году как финн-националист, второй в конце войны сражался добровольцем за независимость и будущее Финляндии. Мой отец был сослан в лагеря по национальному признаку. Мать прошла весь скорбный путь скитаний беженца и, так и не обретя своего дома, упокоилась на кладбище рядом с отцом, на чужой стороне.
В память об ушедших старших поколениях, проживших жизнь с мечтой о единении со своей Родиной, и во имя будущего их потомков Финляндия должна сохранить статус финна-ингерманландца, не относя полностью под юрисдикцию «Закона об иностранцах».
У государства должна быть преемственность в национальной политике, а не просто поспешное объявление, что больше не требуется особого положения для финнов-возвращенцев и это время вышло.
Оскар Сойни
Финн-ингерманландец
Хельсинки, 22.02.2002
На фотографиях: дядя автора в 1944 году в Тампере, Финляндия, ниже - его могила в Торонто, Канада.