Особенности культуры ингерманландских финнов
Чистяков А.Ю.
Локальные особенности традиционно-бытовой культуры ингерманландских финнов в начале XX в.
Летом 1997 г. аспиранты кафедры этнографии и антропологии исторического факультета СПбГУ А.Ю. Чистяков и С.Б. Егоров проводили полевые исследования на территории Всеволожского р-на Ленинградской обл. (в окрестностях Токсова). Собранные сведения при сопоставлении с материалами предыдущих экспедиций (1994 и 1996 гг.) позволяют рассмотреть проблему локальных различий в культуре ингерманландских финнов.
Различия в материальной культуре между группами савакот и эвремейсет, которые выделялись в середине XIX в., к началу нашего столетия полностью стерлись. Информанты не сохранили память даже о существовании самих этнонимов. Зафиксированные особенности вызваны не принадлежностью населения в прошлом к этнической группе, а иными факторами, которые изложены ниже.
Хозяйственный уклад финских крестьян той или иной местности, в первую очередь, определялся не удаленностью от городских центров, а уровнем развития коммуникаций (железных и шоссейных дорог). На первый взгляд, все деревни Северной Ингерманландии (Карельского перешейка) находятся вблизи Санкт-Петербурга, однако на практике отсутствие удобного сообщения с городом повлияло на развитие молочного промысла. Если жители окрестностей Токсова еще могли раз в неделю возить молоко на лошадях в город, то для крестьян из более северных деревень (например, из Никуляс) дорога оказывалась слишком долгой, что приводило к необходимости торговать продуктами переработки молока - сметаной и маслом. В тех же Никулясах, по утверждению информантов, широко практиковалось выращивание льна для изготовления домотканой одежды, которую давно уже не носили в большинстве местностей. Южная Ингерманландия, напротив, отличалась сетью железных дорог и наличием уездных городских центров. Регулярность связи с рынком обеспечила высокую активность местных финских хозяйств, в том числе и находящихся на удалении до 100 км от Санкт-Петербурга. В свою очередь, это вело к распространению элементов городской культуры.
Существенное воздействие на культуру ингерманландских финнов оказывало иноэтничное окружение. На Карельском перешейке и в ряде волостей Южной Ингерманландии (Дудергофская вол.), где финны составляли до 90% населения, естественным последствием изолированности явилось слабое владение русским языком необходимым для активного участия в отхожих промыслах. В Юго-Западной Ингерманландии финны расселялись чересполосно с православным населением. В результате постоянных межэтнических контактов развились явления культурного синкретизма (двуязычие, празднование престольных праздников по образцу русских, случаи наличия православных икон в лютеранских семьях).
Зафиксированы и локальные особенности, не связанные непосредственно с рассмотренными факторами. В ряде местностей Карельского перешейка (окрестности Токсова, Юкки) обряд празднования Вербного воскресенья проводился накануне в субботу. В этот день дети приходили к крестным или иным родственникам и ударяли их ветками вербы, произнося при этом определенный текст и желая здоровья хозяевам. Спустя неделю в Пасху крестные должны были сделать детям подарки - яйца и сладости. В остальных районах, в том числе в соседнем Колтушском приходе, обряд проходил в воскресенье, как и следует по церковному календарю. Причины этих различий пока не установлены и требуют дальнейших исследований.
В целом культура финского населения Северной Ингерманландии начала ХХ в. характеризуется консервацией архаических черт, меньшим количеством заимствований и инноваций, в большей степени присущих жителям финских деревень к югу и юго-западу от Санкт-Петербурга.
Этнографическое изучение Северо-запада России (итоги полевых исследований 1996 и 1997 гг. в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях)
I и II межведомственные научные конференции аспирантов и студентов. Издательство Санкт-Петербургского университета. 1998 г.
http://vsev.net/history/before1917/inger